Чтобы возить с собой больше груза, к транспортным средствам — и легковым, и грузовым, и к автобусам — можно крепить прицеп. Это может быть как небольшая открытая модель, в которую влезет несколько сотен килограмм, так и многотонный прицеп, который возят фурами.
Что дает категория Е, и какие у нее есть виды?
Категория Е дает право управлять ТС с прицепом свыше определенной массы. Ее нужно открывать отдельно, поскольку управление машиной без прицепа и с ним — сильно отличается:
- увеличивает длину (к длине вашего ТС прибавляется длина прицепа и сцепки);
- изменяет динамику: набор скорости, торможение;
- требуется внимание к прицепу при обгоне, маневрировании, поворотах с разным радиусом.
Не имея опыта можно с большой вероятностью повредить как свое ТС, так и чужое имущество.
Категория Е «входит» в другие категории. Ниже рассмотрим их подробнее.
ВЕ
Категория ВЕ дает право водить легковые авто с прицепом, чья масса больше 750 кг. Есть ограничение: общая масса (авто + прицеп) должна быть не более 3500 кг.
Например: у вас небольшой хетчбэк, весящий 1200 кг. Имея категорию ВЕ, вы можете везти прицеп весом до 2300 кг.
Имея категорию В, вы тоже можете управлять легковым авто с прицепом, но только массой до 750 кг.
СЕ и С1Е
Подкатегория С1Е разрешает водить грузовики массой от 3500 до 7500 кг с прицепом массой свыше 750 кг. Общая масса (машина + прицеп) не должна превышать 12 000 кг.
Подкатегория СЕ позволяет управлять грузовыми авто массой от 3500 кг и выше с прицепом массой от 750 кг. Ограничений по суммарному весу (как у С1Е) — нет. Именно такие права нужны, чтобы водить фуры.
Важный нюанс: вес автомобилей обязательно должен находиться в указанных в категории пределах. С категориями С1Е и СЕ нельзя управлять грузовым авто с прицепом, если их суммарная масса меньше 3500 кг (поскольку такие автомобили входят в категории В и ВЕ). А с правами С1Е — нельзя водить грузовик с прицепом, если вес автомобиля превышает 7500 кг (даже если общая масса будет меньше 12 000 кг).
ДЕ и Д1Е
Распространяются на автобусы с прицепом. Такие обычно используются для туристических перевозок на дальние расстояния, если груз пассажиров не влезает в грузовой отсек автобуса.
Категория Д1Е разрешает ездить на автобусах с количеством мест от 8 до 16, не считая водителя, с прицепом массой свыше 750 кг. ДЕ — «открывает» автобусы с количеством мест свыше 16, не считая водителя, с прицепом массой свыше 750 кг.
Важно: «высшая» категория ДЕ не дает права управлять «низшей». А если масса прицепа не превышает 750 кг — открывать подкатегорию Е не требуется.
ЗаписатьсяЧто будет за езду без нужной категории?
Управлять ТС с прицепом, не имея подходящей категории — нарушение. Оно приравнивается к езде без прав, и наказывается штрафом в 510 грн (ст. 126 КоАП ч.2, пункт 2.2).
Если вас остановил инспектор и выявил такое нарушение, кроме денежного штрафа возникнут другие проблемы: автомобиль отправится на штрафстоянку. «Доставку» до штрафстоянки и хранение на ней платные.
Чтобы не возникало таких проблем — для управления ТС с прицепом надо иметь соответствующую категорию.
Кому стоит открыть подкатегорию Е?
Открыть категорию Е стоит, если вы хотите водить личное авто с прицепом, или зарабатывать на этом.
В первом случае прицеп может пригодиться, если вы часто путешествуете в большой компании, или имеете какую-то другую технику (квадроцикл, снегоход, лодка, мотоцикл), которую надо перевозить прицепом, или хотите купить автодом и путешествовать с ним. Если речь идет про разовую или очень редкие поездки — можно обойтись и заказным транспортом. Но если прицеп нужен часто — лучше открыть категорию Е себе.
Если вы хотите работать водителем (автобуса, грузового авто, фуры) — открытая категория Е может повысить вашу востребованность у работодателей и поднять возможный доход.
Самым доходным вариантом является вождение фуры — даже если ездить в пределах Украины, вы стабильно будете получать от 14-15 тысяч грн и больше. Если же ездить за рубеж, зарплата может начинаться от 1000$ со старта, и доходить до нескольких тысяч евро. Кроме высокого дохода вы получите еще и востребованность — дальнобойщиков охотно берут на работу, даже если они не имеют огромного опыта.
Если сейчас у вас нет потребности в открытии подкатегории Е, но есть свободное время и желание — ее стоит открыть на будущее. Требования к обучению и к сдаче экзаменов постепенно усложняются. Возможно, если вам понадобится водить авто с прицепом через 5-10 лет — к тому времени получить права будет и сложнее, и дольше, и дороже.
ЗаписатьсяВ каких автошколах ТСОУ можно открыть подкатегории Е?
В наших отделениях вы можете обучиться на такие категории:
- Дарницкий район (Бориспольская, 26Б): СЕ;
- Днепровский район (Сосюры, 7): ВЕ, СЕ, С1Е;
- Соломенка (Гетьмана, 27): СЕ;
- Шевченковский район: СЕ.
По категориям Д1Е и ДЕ мы не обучаем.
Как проходит обучение?
В ходе обучения вы проходите теоретическую часть, практику, и сдаете экзамен.
На теории изучают:
- виды прицепов, способы и правила их подключения, допустимая грузоподъемность;
- удачные и неудачные варианты составов при обучении на СЕ (например, идеальный автопоезд — это полноприводная тяжелая машина с коротким задним свесом и 2-осный длинный прицеп с низко расположенным центром тяжести и широкий колеей);
- правила и особенности погрузки груза, чтобы он не мешал управлять ТС;
- нюансы вождения ТС с прицепом с разной загрузкой (рассматривается скоростной режим, маневрирование, прохождение различных участков дороги);
- особенности ПДД, касающихся управления ТС с прицепом;
- повторение сигнальных огней автомобиля, правила их подключения и ремонта.
В ходе практических уроков вы будете ездить на ТС соответствующей категории с прицепом. Сначала практика проводится на площадке: так вы сможете в спокойных условиях «почувствовать», как управляется автомобиль с прицепом, как он трогается и тормозит, как поворачивает.
Практическая часть является самым важным этапом обучения, поскольку вождение ТС с прицепом требует именно личного опыта. В нашей автошколе вы можете получить базовый навык в достаточном объеме, чтобы после открытия категории водить авто с прицепом самостоятельно.
После окончания курса проводится «тренировочный» внутренний экзамен — чтобы выявить ваш уровень знаний. Он не влияет на получение прав — с его помощью вы поймете, какие вопросы надо повторить заново.
Затем назначается дата «основного» экзамена. Он проходит так же, как и экзамен на «родительскую» категорию: сначала сдается теория в виде тестов на компьютере, а затем — практика.
ЗаписатьсяТребования к водителю, список нужных документов и нюансы оплаты
Для открытия подкатегории Е надо иметь стаж в «основной» категории не менее 1 года. Например, если категорию В вы открыли 15 августа 2019 — открыть ВЕ можно не раньше 15 августа 2020.
Также нужно принести документы:
- оригинал паспорта и копии 1-2 страниц и страницы с пропиской;
- оригинал и копия ИНН;
- 5 фото 3.5х4.5;
- медсправка 083/у.
Справка берется в любой государственной или частной больнице, бланк можно взять там же. Для получения понадобится сдать несколько общих анализов и пройти основных врачей (хирург, окулист, ЛОР, невропатолог и терапевт, женщинам дополнительно еще гинеколог).
Оплату можно вносить частями — по договоренности с преподавателем в выбранной автошколе.
ЗаписатьсяСколько стоит получить права подкатегории Е, и сколько длится обучение?
Цены и сроки обучения в автошколах ТСОУ такие:
- ВЕ: 1.5 месяца, от 10000 грн, вождение / теория — 15 / 42 часа;
- С1Е: 1.5 месяца, от 5000 грн, вождение / теория — 15 / 42 часа;
- СЕ: 1.5 месяца, от 11500 грн, вождение / теория — 15 / 42 часа.
Почему получать права подкатегории Е стоит именно у нас?
В Киеве работает немало автошкол, в которых обучают управлять автомобилями с тяжелым прицепом. Однако именно к нам лучше всего обратиться, если вы хотите не просто открыть категорию, а получить полезный опыт, который позволит сразу садиться за руль, и уверенно чувствовать себя в любой ситуации на дороге.
Из наших преимуществ:
- группы учащихся быстро набираются — вам не понадобится долго ждать начала занятий;
- вся техника поддерживается в работоспособном состоянии и чистоте: учиться на ней будет комфортно и удобно;
- каждый класс оборудован наглядными пособиями и компьютерами — для более простого и понятного усвоения материала;
- каждый преподаватель — и по теории, и по практике — отлично знает свое дело, и знает, как максимально подробно передать свои знания учащимся;
- каждое отделение имеет удобное расположение и близость к станции метро и/или остановкам общественного транспорта (если ездить в автошколу вы планируете не за рулем);
- есть возможность взять дополнительные уроки по практике в нужном количестве;
- обучение можно оплачивать частями;
- каждая автошкола, входящая в сеть ТСОУ, работает несколько десятилетий (а значит имеет отличную материальную базу и образовательную программу).
Часто задаваемые вопросы
Если остались какие-то другие вопросы, на которые тут не нашлось ответа — звоните, и мы ответим.