Blog

Влияние курения водителя на безопасность дорожного движения

Влияние курения водителя на безопасность дорожного движения

На протяжении многих лет в нашей стране стабильно высок уровень дорожно-транспортных происшествий. Каждый в год в автомобильных авариях гибнут десятки тысяч людей. Сотни тысяч получают травмы различной степени тяжести.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения и снижения смертности и травматизма на дорогах в нашей стране действует Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Программой предусмотрено проведение 265  мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Комплексное выполнение этих мероприятий позволило уменьшить число погибших за первое полугодие 2008 года в сравнении с тем же периодом прошлого года на 10%  – это говорит об эффективности принимаемых мер. Но цифры продолжают быть непозволительно высокими. В этих условиях крайне важно всесторонне изучить все факторы, негативно влияющие на безопасность дорожного движения и предпринять меры по их устранению.

 

Влияет ли курение водителя на безопасность дорожного движения? Японские эксперты установили, что курение ежегодно становится причиной 1-2% от числа всех автомобильных аварий, а французские специалисты полагают, что эта цифра достигает 5%. Получается, что из-за курения водителя за рулем автомобиля в нашей стране ежегодно гибнет в автомобильных авариях порядка полутора тысяч человек, жизни которых можно было бы спасти, запретив курение во время управления автомобилем.

Каким образом курение может привести к дорожно-транспортному происшествию? Прежде всего, следует помнить, что по статистике по вине водителя происходит около  85% всех автомобильных аварий. Следовательно, любое воздействие на водителя или отвлекающий его фактор представляют собой большую опасность. Можно выделить три основных направления влияния курения на повышение аварийности на дороге:

1. Отвлечение  внимания водителя от управления автомобилем при прикуривании. Даже опытный водитель рефлекторно переводит глаза на сигарету, находящуюся при движении в периферическом поле его зрения. Это требует времени (0,5-1,16с.). При  прикуривании необходимо определить расстояние от языка пламени до сигареты, это требует конвергенции зрения (нацеливания обоих глаз на предмет). Среднее время конвергенции составляет 0,16 с. Следует помнить, что при разрешенной в населенном пункте скорости движения 60 км/ч в течение одной секунды автомобиль пробегает более 16 м. Все это расстояние курящий водитель проедет, всецело занятый прикуриванием сигареты и, не видя того, что происходит на дороге.

2. Отвлечение внимания водителя и нарушение режима труда в силу желания закурить. Некоторые эксперты в области зависимости считают табак наиболее сильным вызывающим зависимость наркотиком, который находится в одной группе с героином и кокаином.  При отсутствии сигареты и желании закурить внимание водителя полностью переключается на мысль о табаке. В таком состоянии он представляет собой опасность на дороге и не может надлежащим образом обеспечить безопасность дорожного движения.

3. Отрицательное воздействие табачного дыма на состояние здоровья водителя. Табачный дым содержит угарный газ, фенол, анилин, синильную кислоту, хлорную известь, азот, аргон, метан, цианистый водород и другие вредные вещества. Согласно современным данным, количество компонентов в табачном дыме составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200. Вдыхать табачный дым в четыре с лишним раза вреднее, чем дышать выхлопными газами автомобиля, непосредственно идущими от выхлопной трубы. Фильтр задерживает лишь 20% содержащихся в табачном дыме примесей. В среднем достаточно около 7 секунд после вдыхания табачного дыма, чтобы никотин достиг мозга.

Табачный дым оказывает отрицательное воздействие на все органы чувств водителя. В процессе движения основным источником информации об окружающей обстановке является зрение. Слезотечение от табачного дыма не только отвлекает внимание, но и снижает остроту зрения. Возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Специалистами установлено, что при выкуривании  одной сигареты суживается поле зрения, нарушается цветоощущение и восприятие наиболее важных для водителя цветов – красного и зеленого, снижается зрительное восприятие информации с приборной панели на 20%. При курении происходит патология зрительной коры. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате – снижение чувствительности к свету. У окулистов появилось новое название слепоты – табачная амблиопатия, которая возникает при злоупотреблении  курением. Таким образом, курение значительно ухудшает восприятие водителем зрительной информации, наиболее важной при управлении транспортным средством. Кроме того, при курении в автомобиле на внутренней стороне поверхности стекол кабины образуется налет, который снижает их прозрачность и ухудшает видимость.

Слуховое восприятие как средство получения информации является для водителя вторым по значению после зрительного. Состояние клеток слуховой коры у курящих людей совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды, снижается слух в диапазоне разговорной речи. Курящий водитель лишается  нормального функционирования второго по значимости органа чувств.

Курение, как и уже запрещенный к употреблению при управлении автомобилем алкоголь, отрицательно влияет на протекание психических процессов, нарушает координацию движений и мышления. Проведенные исследования показывают, что выкуривание одной сигареты уменьшает скорость двигательных реакций на 25%. Курение истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа, необходимые для прогнозирования дорожной ситуации и предотвращения ДТП.

Исследования Н. Шаяхматова показывают, что курящий водитель менее внимателен, раньше устает и в среднем нарушает требования Правил дорожного движения на 14% чаще своих некурящих коллег. В первые 2 часа и у тех и у других отмечается снижение количества ошибок  (период врабатывания). После 2 часов работы у некурящих водителей наступает стабилизация (период устойчивой работоспособности), а затем постепенное, незначительное снижение количества ошибок и лишь после 8 часов их небольшое увеличение. У курящих водителей период стабилизации вообще отсутствует и после 2 часов отмечается возрастающее увеличение ошибок, особенно резко выраженное после 8 часов работы. Это свидетельствует о том, что у курящих водителей быстрее развивается утомление, которое в сочетании с отрицательным воздействием никотина и других веществ, содержащихся в табачном дыме, снижает их работоспособность.

Таким образом, отрицательное воздействие курения за рулем автомобиля на безопасность дорожного движения нашло свое полное подтверждение. Период полувыведения никотина в теле человека составляет около двух часов, поэтому воздержание от сигареты перед выездом в рейс и во время движения даже курящего водителя значительно снижает негативное воздействие табачного дыма на организм человека и тем самым повышает вероятность безаварийного движения.